Я всегда очень вежлив, поэтому когда посылаю человека нах*й, то всегда перезваниваю и спрашиваю, как он добрался.
В общем, всех тех, кто чувствует принадлежность - поздравляю.

Открытка уже изрядно полинялая, но актуальная:



14 февраля Католическая Церковь отмечает память двух одноименных святых –пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие — епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом — это его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина, и не было разделения на православных и католиков?
В житии пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19 июля), сказано о том, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житии святого нет.
О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни (в некоторых переводах написано — от жестокого хондроза), а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в городе Интерамне (современное название города — Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского (память 12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины.
Из жития священномученика Валентина Интерамского известно, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться (жестокий хондроз?). Причем излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.
В некоторых православных справочниках («Полный православный богословский энциклопедический словарь») епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский приводятся, как одно и то же лицо. Другие авторитетные источники, к примеру, «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия, считают, что для утверждения об идентичности святых нет достаточных оснований, и делают осторожную пометку: «вероятно, одно и то же лицо». Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойна уважения. Но, опять же, в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую, по легенде, мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание («валентинку»). Всех этих событий, положивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела.
История праздника уходит во времена первых американских поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого света. Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином, стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина, из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности к запрещенной секте и поместили в местную тюрьму.
Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы — слепую некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передавать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко, окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин.
Валентин предложил себя в обмен на свободу для своих слуг. Кровавые сцены на аренах цирка, где голодные звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима обычным приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций — это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко («валентинку») слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко, потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка прекрасна.
Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.
Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась несколько в иной интерпретации, вместе с шумным праздником, который докатился и до нашей страны.
В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился в нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо в форме сердечка («валентинку»), в котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью?
Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но как оказалось, никто из священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу праздника, не имеют никакого отношения.



@темы: разное